Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Оборудованные учебные кабинеты
Инфраструктура Учреждения включает объекты развивающей среды:
- 6 групповых помещений (каждая группа имеет помещение для игр и занятий, организации дневного сна, мытья посуды и гигиенических процедур; раздевальные помещения)
- Административный блок (кабинет заведующего, методический кабинет, кабинет музыкального руководителя, кабинет учителя-логопеда)
- Медицинский блок (медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор)
- Музыкально-физкультурный зал
- Спортивная площадка (на территории Учреждения);
- музыкальный (спортивный) зал,
- логопедический кабинет.
Оборудованные объекты для проведения практических занятий
- Оборудованные учебные кабинеты, группы с перечнем основного оборудования
- Паспорт медицинского кабинета
- паспорт кабинета учителя-логопеда
- Паспорт кабинета заведующего
- паспорт методического кабинета
- Паспорт музыкального кабинета
- паспорт музыкально-физкультурного зала
- паспорт пищеблока
- Паспорт РППС 1 младшей группы
- Паспорт РППС средней группы
- Паспорт РППС старшей группы
- Паспорт РППС подготовительной «А» группы
- Паспорт РППС подготовительной Б группы
Практические занятия проводятся в групповых помещениях, музыкально-спортивном зале, в логопедическом кабинете. Инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях при наличии рекомендаций ИПРИ и/ или ПМПК. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам, образовательным пособиям. Музыкальный зал оснащен всем необходимым для занятий музыкой: пианино, ноутбук, акустическая система, наборы кукольных театров, ширма, маски, тематическое оформление к праздникам, шумовые музыкальные инструменты и др.
Оборудованная библиотека(и)
В методический кабинет приобретена учебная, методическая и детская литература; оформлена подписка на периодическую печать. Методический кабинет детского сада оснащён всем необходимым для обеспечения образовательного процесса с дошкольниками:
- Нормативно-правовая база организации деятельности дошкольного образовательного учреждения;
- Современные программы и технологии дошкольного образования;
- Методические рекомендации по основным направлениям работы с дошкольниками;
- Обобщённый положительный педагогический опыт воспитателей;
- Библиотека методической и детской литературы;
- Демонстрационный, раздаточный материал для организации педагогической деятельности с дошкольниками
Отдельное помещение библиотеки отсутствует. В групповых помещениях для воспитанников имеется художественная и справочная литература (энциклопедии) в Мини-библиотеках для детей. Специализированной литературы, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не имеется.
Оборудованные объекты спорта
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами не имеются, но возможно использование инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья музыкально-спортивного зала, спортивной площадке, имеющего спортивного оборудования: лестницы, дуги, скамейки и другие.
Оборудованные средства обучения и воспитания
Оборудование для проведения обучающих занятий:
мебель, учебные доски, игрушки, игровые модули – в том числе для детей – инвалидов и для детей с ОВЗ (условно доступно для лиц с нарушением интеллекта). |
||
Уголки и студии: библиотека, театральный уголок, уголок логики, уголок природы, экспериментальный уголок, спортивный уголок. | ||
Центры гибкого зонирования: по изобразительной деятельности; логико-математического, коррекционного и экологического развития; центры патриотического воспитания; центры для занятий кружковой деятельностью в старших и подготовительных группах, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ.
|
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
МДОБУ оснащено современными техническими средствами, подключено к сети Интернет, что позволяет иметь доступ к любой информации, имеет свой электронный адрес: detskiy.sad7@mail.ru , сайт: дс7.лго-обр.рф
Положения об официальном сайте МДОБУ «Д/С № 7 ЛГО»
В педагогическом процессе ДОУ для развития познавательного интереса, повышения уровня и качества знаний у детей, в детском саду используются разнообразные технические средства:
- Телевизоры, DVD-магнитофон: для просмотра познавательных телепередач, видеофильмов, мультфильмов, сказок;
- Магнитофоны (в каждой возрастной группе), 1 музыкальный центр с караоке в музыкальном зале: для развлекательных мероприятий, прослушивания музыки в режимных моментах, проведения музыкотерапии;
- 2 компьютера, 2 ноутбука, 3 принтера, 2 сканера, проектор для проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми, для сбора и анализа информации, оформления педагогической документации.
Прямой доступ обучающихся с ОВЗ и инвалидов к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен программой. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом детского сада.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся:
Прямой доступ обучающихся с ОВЗ и инвалидов к электронным образовательным ресурсам отсутствует.
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф)
Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru)
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru)
Администрация Лесозаводского городского округа (http://mo-lgo.ru)
Администрация Приморского краяи (http://primorsky.ru)
Приморский краевой институт развития образования (http://www.pippkro.ru
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Не предусмотрено
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение доступа в здание образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Вход осуществляется через центральную дверь, оборудованную звонком, для доступа в здание лиц с нарушением опорно – двигательного аппарата пандус отсутствует из-за неблагоприятной конструкции лестниц, для лиц с поражением зрительного аппарата есть специальная разметка .
Для обеспечения доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (маломобильных граждан) при необходимости осуществляется вызов сотрудника по телефону: 25-4-31.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»
Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761″О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Пункт 2. Основные задачи «Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно — образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни»
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации«
- Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (ред. от 02.02.2016) «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33423)
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации«
- Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления«
- «Конституция Российской Федерации» (ст.8)
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Конвенция о правах инвалидов
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017г. «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
- «О доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
- Международный день инвалидов — 3 декабря
Доступность для маломобильных групп населения
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 7 Лесозаводского городского округа»
Адрес: г. Лесозаводск, ул. Дзержинского, д. 5
Остановка транспорта: Детский сад
Автобусы Ж/В: № 4, № 8, № 12
Остановка находиться непосредственно напротив ворот детского сада.
Пешеходный переход находится рядом с остановкой по ул. Дзержинского
На подходе к территории дошкольного учреждения и на территории при входе в здание уложена дорожка-тротуар. Вблизи территории учреждения имеется парковка для автотранспорта.
Центральный вход оборудован кнопкой вызова работников. Ступени крылечка выделены ярко-жёлтым контрастным цветом.
Приём ведётся на втором этаже, в кабинете заведующего МДОБУ «Д/С № 7 ЛГО».
Вход доступен со стороны улицы Дзержинского.
Телефон: 8 42 355 25 4 31
Наличие учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации основной образовательной программы.
Образовательные области |
Обязательная часть ООП |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
|
Комплексная программа |
Авторские программы, методические пособия, технологии |
Авторские программы, методические пособия, технологии |
|
Физическое развитие | «От рождения до школы» М.А. Васильева, Веракса М. Н., В.В. Гербова, Т.С. Комарова | «Физическая культура – дошкольникам» под редакцией Л.Д. Глазыриной — Москва
ВЛАДОС 2001г «Физическая культура – дошкольникам» младший возраст под редакцией Л.Д. Глазыриной — Москва ВЛАДОС 2001г Физическая культура – дошкольникам» средний возраст под редакцией Л.Д. Глазыриной — Москва ВЛАДОС 2001г Физическая культура – дошкольникам» старший возраст под редакцией Л.Д. Глазыриной — Москва ВЛАДОС 2001г Л.Д. Глазырина В. А. Овсянкин «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» — Москва – ВЛАДОС 2005 г. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя груп-за.-М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М., 2005. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010. В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров М.: «Развивающая педагогика оздоровления» Линка-Пресс, 2000. Н.Ефименко. М.: «Театр физического развития и оздоровления» Линка-Пресс, 1999 |
1.Игры на свежем воздухе. Сост. Маркевич В. В. – Минск: Харвест. 2004. 2.Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: Вако, 2006.
3. Мария Бетацци. Лучшие игры на улице. — М.: РОСМЕН-ПРЕСС. 2006. |
Здоровье | «От рождения до школы» М.А. Васильева, Веракса М. Н., В.В. Гербова, Т.С. Комарова | Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2009-2010.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010. Г. Зайцев. Уроки Мойдодыра / Пособие. С-Пб.: «Детство-ПРЕСС», 2001 Г. Зайцев. Уроки Айболита / Пособие. С-Пб.: «Детство-ПРЕСС», 2001 Г. Зайцев. Твое здоровье / Пособие. С-Пб.: «Детство-ПРЕСС», 2001 К.Д. Белая. Как воспитать здорового дошкольника.
|
|
Познание | «От рождения до школы» М.А. Васильева, Веракса М. Н., В.В. Гербова, Т.С. Комарова | 1. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. — М.: Мозаика – Синтез, 2010.
2. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез. 2008. 3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез. 2008. 4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез. 2005. 5. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез. 2010. 6.Новикова В. П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 7.Новикова В. П. Математика в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 8. Новикова В. П. Математика в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 9. Новикова В. П. Математика в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 10. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Владос, 2008.
Рабочие тетради: Денисова Д. Математика для дошкольников. Вторая младшая — подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. |
1. Хабарова Т. В. Наблюдения за объектами живой и неживой природы с детьми 3-7 лет. Методическое пособие.– Сыктывкар: КРИРО и ПК, 2008. 3. 2.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
3. Дыбина О. В. Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов. – М., 1999. |
Коммуникация | «От рождения до школы» М.А. Васильева, Веракса М. Н., В.В. Гербова, Т.С. Комарова | 1.Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
2. Максакова А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. 3. Максакова А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. 4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. Рабочие тетради: — Денисова Д. Развитие речи у дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. — Денисова Д. Уроки грамоты для дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. — Денисова Д. Прописи для дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. |
|
Чтение художественной литературы | «От рождения до школы» М.А. Васильева, Веракса М. Н., В.В. Гербова, Т.С. Комарова | 1.Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
2. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М., 2005. |
|
Социализация | «От рождения до школы» М.А. Васильева, Веракса М. Н., В.В. Гербова, Т.С. Комарова | 1.Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. — М.: Мозаика – Синтез, 2009.
2. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. — М.: Мозаика – Синтез, 2010. 3. Буре Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 4.Козлова С. А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2003. 5. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010. 6.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010. 7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. 8. Смирнова Е. О., Богуславская З. М. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1991.
|
1.Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
2. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. — М.: Мозаика – Синтез, 2010. |
Безопасность | «От рождения до школы» М.А. Васильева, Веракса М. Н., В.В. Гербова, Т.С. Комарова | 1. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
2. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. 3. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48 с. 4.Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 5.Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / 6. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с. 7. СтеркинаР.Б.Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000.
|
|
Труд | «От рождения до школы» М.А. Васильева, Веракса М. Н., В.В. Гербова, Т.С. Комарова | 1. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика – Синтез, 2008.
2. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Мозаика – Синтез, 2010. 3. Куцакова Л. В. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика – Синтез, 2010. |
|
Художественное творчество | «От рождения до школы» М.А. Васильева, Веракса М. Н., В.В. Гербова, Т.С. Комарова | 1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. 3. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез, 2010 4. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. – М., 2005. 5. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным искусством. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. 6. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду/ Под ред. М.Б. Зацепиной. – М., 2005. |
|
Музыка | «От рождения до школы» М.А. Васильева, Веракса М. Н., В.В. Гербова, Т.С. Комарова | 1.Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
2. Зацепина М. Б. Культурно — досуговая деятельность. – М.: Педагогическое общество России, 2004. 3. Зацепина М. Б. Культурно — досуговая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика — Синтез, 2005. 4. Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез,2005. 5. Зацепина М. Б., Антонова Т. Б. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика — Синтез, 2007. |
|
Работа с родителями | «От рождения до школы» М.А. Васильева, Веракса М. Н., В.В. Гербова, Т.С. Комарова | 1.Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. | Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. – М.: Мозаика — Синтез, 2009. |